• Главная
  • Редакционные материалы
  • СКУД на отечественном рынке в 2023 году: бесконечная адаптация к изменяющимся условиям или развитие?

СКУД на отечественном рынке в 2023 году: бесконечная адаптация к изменяющимся условиям или развитие?

  • 05.09.2023
  • 1081

Никому неведомо, что ожидает нас в будущем, и никто не даёт гарантий, что рынок вновь не будет подвержен резким и непредсказуемым изменениям. Горизонты планирования сокращаются, однако, это не повод впадать в анабиоз.

Нарушение рыночного равновесия вследствие потрясений последних нескольких лет существенно повлияли на функционирование отечественного рынка СКУД. Проблемы с комплектующими, логистикой, международными платежами, уход с рынка некоторых вендоров вынуждают участников рынка тратить ресурсы на адаптацию к изменяющемуся рынку. Однако делать вывод, что представители отрасли занимаются исключительно борьбой со стагнаций, ошибочно.

О том, как через возникшие проблемы выделить потенциальные зоны роста на кратко- и среднесрочную перспективу, рассказывает Игорь КУДИНОВ, руководитель отдела развития отраслевых решений и интеграций Okdesk.


Предпосылки или «не было бы счастья, да несчастье помогло»

СКУД_2023.jpgВендоры, принявшие решение покинуть российский рынок, в общем случае делятся на две группы: те, которые «ушли», но не запрещают использовать свои аппаратно-программные комплексы и те, которые ушли «всерьёз». И если параллельный импорт в целом позволяет решить вопрос с оборудованием (хоть и требует значительно больше времени и денег из-за нарушения логистических цепочек), то проблемы с лицензиями и ПО во втором случае пока не имеют решения. Кроме этого, многие пользователи оборудования иностранных производителей столкнулись с отсутствием техподдержки со стороны головного вендора.

Теоретически такая ситуация может пойти на пользу отечественному рынку. По данному вопросу некоторые участники деловой программы конференции СКУД 2023 аккуратно высказывают позитивные прогнозы в стиле «лекарство оказалось горьким, но оно помогло пациенту». Речь идёт, например, о развитии отделов разработки программного обеспечения интеграторов СБ для, например, замещения ПО иностранных вендоров; о создании центров компетенций, которые закроют собой вопросы технической и сервисной поддержки оборудования и ПО покинувших отечественный рынок вендоров. С этой точкой зрения согласен директор ООО «НТП Навиком» Иван Глухих: «Как говорится в известной пословице, «свято место пусто не бывает», а значит, рано или поздно произойдёт полное замещение технической и сервисной поддержки в необходимом объёме».

Системное выстраивание отделов технической и сервисной поддержки

На сегодняшний день многим интеграторам не приходилось системно выстраивать процессы технической и сервисной поддержки. Дело в том, что львиная доля выручки генерируется на этапах аудита, проектирования и инсталляции СКУД на объекте заказчика. Техническая и сервисная поддержка нередко воспринимается инсталлятором как остаточное обязательство, от которого хочется поскорее избавиться. Бывают случаи, когда под конкретного заказчика выделяются ресурсы для его поддержки в необходимом объёме. Но такие примеры сложно назвать системным подходом – тут, как правило, нет ни нормативов SLA, ни KPI, ни базы знаний, ни прозрачной истории проделанных работ, не используются специализированные help desk системы для технической поддержки и выездного сервисного обслуживания. Также нет автоматизации цикличных и типовых процессов, так как в рамках работы с одним-двумя заказчиками редко можно встретить рутину в достаточном для автоматизации объёме, зато есть высокая зависимость от конкретных исполнителей, которые со временем могут «переехать в штат к заказчику». Текущая ситуация внесла свои коррективы, и с большой долей вероятности интеграторам придётся создавать центры компетенций и системно выстраивать работу отдела сервисной и технической поддержки, рассчитанную на массовый спрос.

Объединение отраслевого сообщества

Нельзя переоценить роль заказчиков в процессе будущего развитии отечественного рынка СКУД. Многие из них совершенно несправедливо ощутили на себе последствия ухода иностранных вендоров с нарушением всех договорённостей и обязательств. Однако, к сожалению, решать эти проблемы придётся, в том числе и им. Без глубокой вовлечённости в эти вопросы заказчиков отечественные производители и интеграторы едва ли смогут оперативно заполнить возникшие пробелы в оборудовании и ПО после ухода иностранных вендоров. Эпоха слепого копирования функциональности лидеров отрасли подошла к концу. Сейчас совместными усилиями нужно решить, что действительно работало и было востребовано в СКУД, а что – не более чем дань моде, что необходимо импортозаместить, в первую очередь, и начать над этим работать.

Даже несмотря на то, что некоторые производители после громкого ухода тихо вернулись, доверие отечественного рынка к вендорам из недружественных стран подорвано.

«Вызывает беспокойство ещё и психологический момент – потеря доверия. Сейчас, если мы видим возврат того или иного вендора, то сразу возникает вопрос – надолго ли?», – комментирует директор ООО «НТП Навиком» Иван Глухих. Конечному заказчику СКУД в такой ситуации придётся более трезво относиться к обещаниям вендора и рассчитывать на увеличение расходов на владение СКУД в надежде на повышение качества и стабилизацию цен в будущем в результате конкурентной борьбы за освободившиеся сегменты на отечественном рынке.

Некоторые крупные производители публично призывают коллег к стандартизации, отказу от протекционизма в пользу создания универсальных решений для широкого круга оборудования для стабилизации отечественного рынка. С учётом происходящего такие предложения выглядят вполне уместно.

Переход на отечественные электронные компоненты

Из-за санкций отечественным вендорам приходится адаптироваться при переходе на новые компоненты. Делать это нужно так, чтобы потребители не заметили разницы. Проблемы с логистикой, дефицит, давление на дружественные страны не позволяют вендорам прогнозируемо решить вопрос на некоторое время вперёд. «К сожалению, цены на микроэлектронику из дружественных стран в 2023 году будут только расти. В целом по РФ стоимость логистики увеличится на 10-20% из-за снижения объёма грузоперевозок и изменения привычных маршрутов в условиях санкций. Из-за дефицита комплектующих недобросовестные производители будут пытаться увеличить свою прибыль, что аналогично отразится на конечной стоимости микроэлектроники»,– добавил директор ООО «НТП Навиком» Иван Глухих.

Такая ситуация вновь инициирует волну обсуждений перехода на российские электронные компоненты. По словам заместителя генерального директора по управлению коммуникациями АО «Микрон» Ольги Пастеревой, 30 лет импорта фактически убили производство отечественной микроэлектроники, а сейчас в России пытаются оперативно отыграть и наверстать упущенное. В этой связи всерьёз рассчитывать на скорую замену импортных электронных компонентов отечественными не предоставляется возможным. Особенно, если речь идёт не о нуждах оборонной промышленности, а о коммерческих заказах, где цена играет ключевую роль.

Стоит отметить, что полная локализация – это огромная проблема для всех производителей во всём мире. Даже Китай самодостаточен в производстве микроэлектроники лишь на 20%. Россия же на данный момент сильно зависит от импорта оборудования и материалов, на поверхности – проблемы с технологиями и кадрами. Однако стратегия развития отрасли предполагает достижения до 2030 года уровня локализации в 70%.

Будущее отечественных вендоров

Некоторые специалисты считают, что у отечественных производителей в долгосрочной перспективе есть шанс вырваться вперёд. Функциональность иностранных аппаратно-программных комплексов опережает отечественные, однако архитектурный, законодательный и технологический багаж тормозит их развитие. Кроме того, одно лишь их наличие на отечественном рынке существенно сокращает возможности для российских компаний. Сложившийся вакуум не только придаст импульс российским производителям, но и позволит сделать сразу всё «по правильному», как было, например, с банковскими услугами и сервисами, которые сегодня по многим показателям существенно опережают иностранные аналоги.

Таким образом, сегодня на отечественном рынке СКУД можно констатировать, что:

1. Доверие к иностранным производителям подорвано. Репутационные риски несут даже те, кто всё-таки остался на отечественном рынке.

2. Значимость технической и сервисной поддержки будет возрастать, а сам процесс – становиться более стандартизированным и автоматизированным за счёт использования профессиональных инструментов.

3. Преодолеть трудности легче сообща. Работая в связке вендор – интегратор – заказчик можно быстрее определить необходимые фичи и подтянуть отечественные аппаратно-программные комплексы под нужды рынка.

4. Текущая турбулентная ситуация – время возможностей для интеграторов, чтобы показать свою пользу и значимость, особенно в части технической и сервисной поддержки уже инсталлированных систем.

5. У отечественных вендоров есть предпосылки вырваться вперёд.

Никому неведомо, что ожидает нас в будущем, и никто не даёт гарантий, что рынок вновь не будет подвержен резким и непредсказуемым изменениям.

Горизонты планирования сокращаются, однако, это не повод впадать в анабиоз. Во многом от работы отраслевого сообщества зависит то, в каком состоянии окажется отечественный рынок СКУД в кратко- и среднесрочной перспективе. От наших действий сегодня будет зависеть, как мы будем воспринимать текущий этап – временем реализованных или упущенных возможностей.

Опубликовано в журнале "Технологии защиты №3-2023

Поделиться:

  • ТекстПресс-релизы
Отправить

Ваше сообщение появится после проверки его модератором сайта Techportal.ru

Конференция

События

Все права защищены
© ООО АДВ Секьюрити,
2003—2024
Яндекс.Метрика
Метрика cайта: новости: 8222 | компании: 528 | бренды: 423 | статьи: 1150

О проекте / Контакты / Политика конфиденциальности и защиты информации

Techportal.ru в соц. сетях